А если — совсем не читать? А, может быть, это совсем не нужно?

Зачем мы хороним книгу и всю старую Европу

Александр Гаврилов
Я сейчас расскажу вам некоторое количество общеизвестных фактов и странных интерпретаций, а дальше мы побеседуем в свободном режиме, если вдруг у вас возникнут какие-то вопросы. Вот базовые тезисы:
1.Книжки — это не игрушки
2.Буквы — это не картинки
3.Европа — это не Азия
4.Воображение – не знание
5.Россия – протяженная в пространстве страна

Эти кажущиеся самоочевидными тезисы, как мы увидим в дальнейшем, имеют совершенно неожиданные имплементации в нынешнем дне. Мы обнаружим, что мы присутствуем при некотором цивилизационном сломе, к которому можно относиться как угодно легкомысленно, потому что, хотим мы или нет, мы все равно при нем присутствуем. Как говорили древние: «желающего судьба ведет, нежелающего – тащит».

Ну и что? А если — совсем не читать? А, может быть, это совсем не нужно? Я постараюсь показать, что чтение является одной из тех практик, которая преобразовала человечество и изменила судьбу мира. И отказ от книжного чтения — это не просто выбор в пользу другого времяпрепровождения, это выбор исторический. Что из этого следует? Что, с одной стороны, мы сейчас меняем принципы потребления информации, а с другой, что из этих принципов потребления информации следует то, чем будет наполнен наш завтрашний день. Я не случайно заострил ваше внимание на территориальной проблеме. Есть довольно простое решение, которое снимает все эти территориальные вопросы,  и, некоторым образом, оно уже движется к нам. Это переход на электронные книги. Если не нужно возить бумагу с места на место, то, вроде бы, и нет проблем.

Недавно произошло историческое событие, замеченное всеми выдающимися теоретиками: на сцену Большого концертного зала вышел мужчина в черном свитере — лысоватый, невысокий, и вынул «вещь». Понятно, что все камлания компании «Apple»  о том, насколько iPad является революционным продуктом, в большей мере, являются просто разговорами. Людям надо продавать продукцию и они рассказывают, что эти товары лучше всех на свете, не особенно сообразуясь с хорошим вкусом и совестью. Но понятно, что не сам iPad — революционный прибор, но он является представителем целого семейства революционных приборов, которые за ним идут.
Это приборы, постоянно подсоединенные мобильной или иной связью к глобальному информационному облаку, позволяющие в любой момент иметь доступ к нему. Это уже не закрытый объем информации, собранный на каком-то носителе — это терминал ко всему объему информации, накопленному человечеством до сих пор. Мы  можем, имея какой-нибудь из этих планшетов, в любой момент времени и в любой точке пространства подсоединиться к информационной сети и затребовать оттуда любой объем информации.

Первой книгой, которая была переработана для iPad, была «Алиса в стране чудес». О том, чтобы выпустить ее на iPad, позаботилась сама компания «Apple».  Вообще, надо заметить, что недолгое время назад Стив Джоббс говорил о том, что книги, как способ потребления информации, вымерли. А с появлением планшетов и он понял, что можно потреблять информацию таким образом. И уже есть статистика, что люди, пользующиеся планшетами, читают больше, чем не только те, у кого планшетов нет, но и чем они же — до приобретения планшета.

Итак, «Алиса в стране чудес» на iPad.  Как вы видите, это  превращение книги. В ней читатель соучаствует: может трясти ее, перемешивая каким-то образом героев, участвуя в их жизни, вытягивая и сжимая Алису и заваливая всех персонажей магическими грибами.
Появление Алисы для iPad было самим Джоббсом спозиционировано как одна из главных точек привлекательности нового прибора. На революционную риторику компании «Apple» и вообще на то, что происходит с книжками внутри новой информационной среды, журналисты и карикатуристы отреагировали довольно однозначно. Они правильно, на мой взгляд, восприняли доклад Стива Джоббса — как проповедь — и стали его пародировать в качестве нового вероучителя, принесшего новую эру.

Что же это новое вероучение нам приносит? Во-первых, доступ к огромному объему информации –  везде и всегда. И, во-вторых, нас плавно подталкивают в сторону интерактивного потребления информации. Если книжка – то с картинками, и пусть они бегают, шевелятся, кувыркаются. Издатели бросились соответствовать.
Компания «Penguin Group» сделала презентацию для дистрибьюторов и партнеров. Они показали, каким образом книги издательства «Penguin» будут приспособлены к новой информационной среде, в частности, к планшетам. Во-первых, они стали говорить о детских книжках: образовательных, развивающих.
Выяснилось, что детские книжки в полной мере соответствуют запросам ребенка. Интерактивные анатомические атласы показывают, как связаны между собой человеческие органы. Путеводители позволяют человеку взаимодействовать с тем местом, которое он изучает, а также увидеть, где он находится, что бывает сложно, применительно к бумажным путеводителям. И последнее — атлас звездного неба, который развивает новаторскую идею дополненной реальности. Если некоторые приборы, обладающие камерой, направить на звездное небо, то прибор сам определит, где вы находитесь, и покажет вам, какие именно созвездия вы сейчас видите.

Какой замечательный новый мир с прекрасными новыми книжками! Они гораздо умнее, чем наши заунывные бумажные издания. Они веселее, развлекательнее и больше играют с нами в игры. Надо сказать, что перенос книги в электронное пространство, которое с очевидностью происходит во все большей и большей мере — это не первая перемена. Когда-то были книги-свитки. Эти свитки существовали очень длительное время во всем древнем мире, сменив глиняные таблички и сделав письменность и чтение гораздо более доступными.

В Европе в 15-м веке Иоганн Гуттенберг придумывает одну штуку: если отлить буквы в железе и собирать из них пластинки, то можно будет  печатать огромное количество книг без специальной подготовки. И один раз, собрав набор, можно напечатать большое количество книжек. С этого момента вся история книжного чтения в Европе резко меняется.

Надо сказать, что никому из изобретателей книгопечатания это не принесло ничего, кроме славы. Гуттенберг умер в нищете и похоронен в общей могиле. Иван Федоров построил в Москве первый печатный двор, который был сожжен. Он убежал, не расплатившись с кредиторами, поселился во Львове, там тоже построил печатную машину и умер раньше, чем успел расплатиться с кредиторами. Сотрудники музея Ивана Федорова во Львове рассказывали мне историю про призрак первопечатника, который до сих пор иногда бродит по коридорам монастыря, ставшего его последним его пристанищем. Однако, не улучшив жизнь каждого отдельного первопечатника, печатание книг радикально изменило жизнь читателей.

… Кто читает сейчас? Устойчивый рост книжного чтения — в Китае и Индии. Что мы видим в качестве отклика? Стремительное экономическое развитие. Те регионы мира, в которых книжное чтение потребляется — это те регионы, в которых возможен старт с нуля. Рост книжного чтения обусловлен тем, что огромное количество людей выходит из нищеты к стабильной, экономически привлекательной жизни, как правило, в рамках индустриального, а не постиндустриального развития.
Вот этот цивилизационный слом,  эта граница – она перед нашими глазами. На одной стороне — книжки, на другой – доступ в информационное облако. Главным образом, эта граница обуславливает, какие границы будут на карте мира завтрашнего дня, какие части этой карты мы покрасим в какие цвета. Будет ли эта карта колониальной или иной, в большой мере зависит от того, при помощи чего и как мы собираемся читать в ближайшее время. Вот такая замечательная история. Теперь, если у вас есть вопросы, я готов на них ответить.

Полная версия лежит на Чтении-21

Реклама

Детали hvoryj
Хвора бібліотекою. Давно (здається, це у мене спадкове) і невиліковно

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: